Безопасность

Если Вы считаете, что стали жертвой телефонных мошенников, рекомендуем обратиться в правоохранительные органы по данному факту. Оператор сотовой связи не несет ответственности за действия мошенников и не может исполнять функции правоохранительных органов по привлечению к ответственности лиц, совершивших противоправные действия в отношении абонентов.

Пожалуйста, будьте бдительны, не попадайтесь на уловки мошенников!

 

SMS, содержащее вредоносную ссылку

Мошенники производят массовую SMS рассылку на абонентские номера. В сообщении указана ссылка, при прохождении по которой на телефон абонента автоматически скачивается файл, содержащий вирус. Действия вируса могут быть различными — от передачи конфиденциальных данных злоумышленникам до несанкционированной отправки с телефона дорогостоящих SMS.

Пример текста SMS:

«Ваш друг оставил комментарий к фото, на сайте „www._____“, чтобы открыть, пройдите по ссылке „www_______“.»

Что делать?

Не рекомендуется переходить по ссылкам, содержащимся в SMS от неизвестного и/или подозрительного источника. Велика вероятность того, что содержимое на этом сайте — вирусная программа, которая устанавливается на телефоны с операционной системой. При получении подобных сообщений, позвоните в справочно-информационный центр Kcell, чтобы уточнить полученную информацию.

Ложный приз

На телефон поступает звонок или SMS с информацией о том, что некой компанией (радиостанцией, сетью магазинов и пр.) проводится акция (лотерея), и Вы стали обладателем приза (сотовый телефон, автомобиль, бытовая техника, квартира и пр.). Затем мошенники просят перечислить сумму денег на номера, или просят приобрести карты оплаты и сообщить секретный код, под видом уплаты налогов в счет выигранного приза или оплаты доставки товара.

Что делать?

Прежде, чем что-либо делать, выясните, проводится ли такая акция, обратившись в справочно-информационный центр нашей Компании.

Помните, что зачастую компании, от имени которых приходят сообщения, в действительности не имеют к такой информации никакого отношения. Мошенники, зная высокую деловую репутацию таких компаний, используют их названия (бренды, торговые марки) для введения абонентов в заблуждение.

Компании, проводящие акции, не просят перечислять деньги, в том числе путем сообщения секретных кодов карт оплат.

SMS на дорогостоящий короткий номер

Если Вас просят ответить на короткий номер (в основном, 4-значный), то это, с большой долей вероятности, дорогостоящие услуги контент-провайдеров (когда стоимость 1 SMS может составлять несколько сотен тенге).

Примеры текста SMS:

«Вы получили голосовое сообщение (или MMS). Чтобы прослушать (просмотреть), необходимо отправить SMS на номер ХХХХ с кодом YYYY».

Если Вы на самом деле получили голосовое сообщение, то уведомление на Ваш номер должно прийти от отправителя «2000». Если же в поле «отправитель» будет любой другой номер, то данное сообщение является мошенническим, т.е. после отправки сообщения на указанный номер, со счета абонента снимается сумма, как правило, намного превышающая стоимость прослушивания голосового сообщения.

«Уважаемый пользователь! Вам необходимо активировать номер. Для этого отправьте SMS на номер ХХХХ с текстом YYYY. Активация бесплатная».

Активация номера производится один раз при покупке номера и дальнейшие действия с номером только через абонентские отделы и точки продаж".

«Здравствуйте! Вас беспокоит мама Жасмин, которой срочно необходима операция. Отправив сколько не жалко SMS на номер ХХХХ с текстом YYYY, Вы внесете свой вклад в ее выздоровление. Стоимость SMS 25 тенге. Спасибо Вам!»

Что делать?

При получении подобных сообщений, позвоните в справочно-информационный центр нашей Компании, чтобы уточнить полученную информацию.

Несчастный случай с родственником

На телефон поступает звонок. Звонящий представляется родственником или другом (коллегой) и сообщает, что с ним произошел несчастный случай. Например, он стал участником ДТП, совершил наезд на пешехода и т.д. При этом у «родственника» («друга/коллеги») именно в этот момент сломался телефон (потерялся, села батарея и пр.), поэтому приходится звонить с чужого, а поскольку ему необходимо совершить еще немало звонков, он просит Вас пополнить его баланс. Далее следует просьба купить карты оплаты и сообщить по телефону секретный код.

Что делать?

Прежде всего попытайтесь сразу же связаться с родственником или другом, якобы попавшим в беду или добыть сведения о нем из достоверных источников. А если сам мошенник представился родственником (другом/коллегой), то необходимо задать ему несколько вопросов, которые позволят проверить собеседника, тот ли он, за кого себя выдает. Имейте в виду, что мошенники нередко используют данные из социальных сетей и способны ответить на некоторые вопросы, которые Вы можете задать для идентификации собеседника. Так, им могут быть известны место жительства, марка автомобиля, семейное положение, имена и фамилии родственников и другие данные.

Вирусы блокировщики

На экране устройства появляется сообщения следующего содержания:

«В Вашем компьютере обнаружен вирус. Для его устранения отправьте сообщение на номер ХХХХ с текстом YYYY.»

«Лицензия Вашей операционной системы Windows закончена, для ее продления отправьте сообщение на номер ХХХХ с текстом YYYY.»

«Ваше устройство блокировано в связи с тем, что вы находитесь на запрещенных сайтах, просим оплатить штраф. Министерство информаций.» И т.п.

Что делать?

Ни в коем случае не отправляйте сообщения на указанный короткий номер, вместо этого позвоните в справочно-информационный центр Kcell и получите рекомендации в отношении дальнейших действий. В большинстве случаев сообщения подобного рода являются мошенническими, и отправка SMS не решит проблемы.

Программы перехвата SMS, прослушивания и определение местонахождения абонента

Существуют предложения о приобретении сервисов, таких как: «Программа для чтения его/ее SMS»; «Программа прослушивания ее/его телефона»; «Контроллер телефонов»; «Мобильный детектор»; «Мобильный локатор» и т.д. Как видно из названий, мошенники абонентам предлагается читать чужие SMS-сообщения, отслеживать историю звонков другого абонента или определять местонахождение абонента.

Компания не располагает информацией о действительности существования таких программ, позволяющих считывать и передавать информацию третьим лицам. Возможно, действия мошенники осуществляют путем использования специальных устройств или программ, которые обманным путем устанавливаются на сотовый телефон абонента.

Что делать?

Для предотвращения подобных действий рекомендуем не передавать сотовый телефон другим лицам. Для защиты сотового телефона от несанкционированного доступа, установите пароль на разблокировку.

Важно помнить, что нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений запрещено и влечет за собой уголовную ответственность установленную законодательством Республики Казахстан.

Мошенничество с платежными картами

Возможны случаи мошеннических банковских переводов с платежной карты в счет оплаты услуг сотовой связи или покупки товара.

Наши рекомендации:

  • Производить оплату в магазинах, местах отдыха только в вашем присутствии;
  • Не предоставлять никому устно или письменно реквизиты банковской карты;
  • Не хранить в письменном виде PIN и кодовое слово;
  • Подключить SMS уведомление от банка. Эта услуга поможет получать моментальные уведомления об изменениях с денежными средствами на карте.

В случае обнаружения подозрительных транзакций, нужно как можно быстрее обратиться в банк и заблокировать карту, а также написать заявление в правоохранительные органы.

Сообщения через социальные сети

Через социальную сеть приходит сообщение от знакомого с просьбой пополнить баланс номера телефона (или любая другая просьба, связанная с передачей денежных средств) в связи со сложившимися обстоятельствами.

Что делать?

Такие сообщения могут приходить со взломанных аккаунтов. То есть злоумышленник, взломав аккаунт пользователя, делает типовую рассылку всем друзьям данного аккаунта. В первую очередь свяжитесь с владельцем аккаунта по другим каналам и уточните, действительно ли он присылал данное сообщение.

Рекомендации

В случае, если Вы привязываете к номеру сотового телефона банковские карты, кошельки электронных денег, аккаунты социальных сетей, электронную почту и тд., то настоятельно рекомендуем регистрировать номер на свое имя. В случае, если номер не будет оформлен на ваше имя, то персональные данные и денежные средства могут оказаться под угрозой. Для дополнительной защиты рекомендуем установить кодовое слово на все действия с номером. Для установки кодового слова напишите заявление в любом центре обслуживания клиентов Kcell.

Перепроверяйте информацию от неизвестных лиц, которые представились родственниками, друзьями или знакомыми и требуют поспешных действий, таких как — перевод денежных средств, загрузка карт оплаты, отправка SMS на короткий номер.

Перед участием в акции/розыгрыше призов, позвоните в справочно-информационный центр Компании и уточните, проводится ли такая акция/розыгрыш и узнайте стоимость звонка и SMS.

Не спешите загружать ссылку, которая пришла от неизвестного номера, чтобы просмотреть информацию/MMS/голосовое сообщение и пр.

Заранее ознакомьтесь с описанием незнакомых и не проверенных приложений, прежде чем устанавливать на телефон. Возможно, это вирус, который самостоятельно отправляет SMS или совершает звонки.

Чтобы определить приложения, которые сами отправляют SMS и ограничить отправку сообщений без Вашего согласия, сделайте следующие шаги:

  • если устройство на ОС Android: Настройки 〉Приложения 〉Управление приложениями. Появится список установленных приложений. Зайдите в каждое приложение и посмотрите описание. В тех, которые сами отправляют SMS, в описании снизу стоит галочка «Возможность отправки SMS».
  • если устройство на ОС Symbian: Параметры 〉Диспетчер приложений 〉Установленные приложения. Появится список установленных приложений. Выделите каждое приложение и запретите использование SMS (Функции 〉Параметры приложения 〉 использование SMS 〉"Запретить"

Будьте внимательны! Не отправляйте SMS, чтобы устранить вирусы на компьютере и продлить лицензии программного обеспечения, так как подобные схемы не реализованы.

Рекомендуем ремонтировать и обслуживать устройство только в официальных или проверенных сервисных центрах. В случае передачи телефона третьим лицам (для ремонта и пр.), рекомендуем вынимать SIM-карту из телефона.

Обратите внимание, что информация об условиях проведения акций, викторин и розыгрышей, организуемых самостоятельно или с участием партнеров нашей Компании, доступна на корпоративных сайтах Компании — www.kcell.kz, www.activ.kz — или в абонентских отделах. Компания не проводит рекламных акций, связанных с предоставлением секретного кода карт оплаты другим лицам, не производит технические работы с привлечением абонентов, в том числе связанных с необходимостью ввода, отправки с сотового телефона информации, произведения звонка или смены паролей доступов.

За консультацией обращайтесь в круглосуточную справочную службу Компании по номерам 8(727)2588300, 8(727)2588000 или 9090.